Атлантические моржи относятся к тем обитателям Арктики, которые занесены в Красную книгу России. Эксперты WWF считают, что освоение арктического шельфа нефтегазовыми компаниями — одна из основных угроз для атлантических моржей. Эти животные наиболее уязвимы к нефтегазовой экспансии, поэтому важно проводить их мониторинг в местах, где проводится или планируется добыча углеводородов. Также считается, что моржи сильно подвержены беспокойству в ключевых местах их обитания — кормления, отдыха, размножения, в том числе со стороны морских судов.
Полноценное изучение ключевых мест обитания моржей стало возможным только в последние годы благодаря проведению работ по мечению моржей Печорского моря спутниковыми передатчиками. Эти данные были получены специалистами по моржам при финансовой поддержке ООО «Газпром нефть шельф» и были предоставлены аналитикам NextGIS, которые проверяли гипотезы о взаимосвязи морского трафика и перемещения моржей.
На следующем этапе компания NextGIS совместно с Всемирным фондом дикой природы разработала веб-приложение, с помощью которого можно просматривать данные о миграциях моржей и маршруты морских судов в Печорском море.
Рассмотрим подробнее как проводилось исследование, предшествовавшее разработке веб-приложения.
Спутниковые данные по перемещениям моржей
Специалисты по моржам получали данные о миграциях ластоногих с помощью спутниковой телеметрии. Во время пятилетнего эксперимента, начатого в 2012 году, 35 взрослых самцов атлантического моржа на западном побережье острова Вайгач оснастили радиопередатчиками. Это позволило отслеживать перемещение животных через спутники.
Первая сложность, с которой столкнулись исследователи, – низкая точность позиционирования передатчиков. Также полученные данные содержали много дублирующейся и противоречивой информации, поэтому пришлось провести дополнительную фильтрацию для получения достоверных данных.
Треки судов
В Печорском море всегда проходит много судов — в его акватории проходит Северный морской путь, функционирует Приразломное месторождение, морской отгрузочный терминал Варандей. Приразломное — это единственное на сегодняшний день месторождение углеводородов на арктическом шельфе России, где ведётся активная добыча.
Треки судов восстановлены по данным Arctic Ship Traffic Data (ASTD). Для получения данных о судоходстве в Арктике ASTD использует 20 спутников и 50 базовых станций.
В веб-приложении фильтры слоя данных о движении судов включают следующие сведения, которые используются для изучения влияния судоходства на популяцию моржей:
- тип судна;
- ледовый класс;
- тоннаж;
- качество топлива.
Эффекты фильтров слоя данных о движении судов складываются, позволяя получить нужные для исследователей параметры треков судов.
Исследования треков показали, что ежегодный морской трафик в Печорском море ежегодно растёт и имеет выраженную сезонность. Уменьшение трафика приходится на начало и конец года. И если в 2015 году количество часов пребывания судов в этом регионе было немногим более 10 тысяч, то в 2020 году оно превысило 20 тысяч.
Итоги
В ходе исследования было установлено, что районы с активным морским трафиком и ареалы обитания моржей пересекаются. Но зависимость между концентрациями судов и моржей выявилась только косвенная. Чтобы понять, избегают ли моржи судов, специалисты проанализировали расстояние между ними, сравнив реальные данные с результатами математического моделирования.
Гипотеза о том, что моржи избегают районы с возрастающей судоходной активностью или постепенно смещаются из них, достоверно не подтвердилась. Были выделены несколько зон с интенсивным трафиком, одна из них находится на юго-востоке моря и приурочена к нефтяной платформе «Приразломная». Исследования моржей в этих зонах необходимо продолжать.