Влияние судоходного трафика на моржей в Печорском море: исследование и веб-приложение от NextGIS

Юрий Лебедев / WWF России

Атлантические моржи относятся к тем обитателям Арктики, которые занесены в Красную книгу России. Эксперты WWF считают, что освоение арктического шельфа нефтегазовыми компаниями — одна из основных угроз для атлантических моржей. Эти животные наиболее уязвимы к нефтегазовой экспансии, поэтому важно проводить их мониторинг в местах, где проводится или планируется добыча углеводородов. Также считается, что моржи сильно подвержены беспокойству в ключевых местах их обитания — кормления, отдыха, размножения, в том числе со стороны морских судов.

Полноценное изучение ключевых мест обитания моржей стало возможным только в последние годы благодаря проведению работ по мечению моржей Печорского моря спутниковыми передатчиками. Эти данные были получены специалистами по моржам при финансовой поддержке ООО «Газпром нефть шельф» и были предоставлены аналитикам NextGIS, которые проверяли гипотезы о взаимосвязи морского трафика и перемещения моржей.

На следующем этапе компания NextGIS совместно с Всемирным фондом дикой природы разработала веб-приложение, с помощью которого можно просматривать данные о миграциях моржей и маршруты морских судов в Печорском море.

Рассмотрим подробнее как проводилось исследование, предшествовавшее разработке веб-приложения.

Спутниковые данные по перемещениям моржей 

Специалисты по моржам получали данные о миграциях ластоногих с помощью спутниковой телеметрии. Во время пятилетнего эксперимента, начатого в 2012 году, 35 взрослых самцов атлантического моржа на западном побережье острова Вайгач оснастили радиопередатчиками. Это позволило отслеживать перемещение животных через спутники.

Локации моржей в июле 2017 года по данным спутниковой телеметрии

Первая сложность, с которой столкнулись исследователи, – низкая точность позиционирования передатчиков. Также полученные данные содержали много дублирующейся и противоречивой информации, поэтому пришлось провести дополнительную фильтрацию для получения достоверных данных.

Ареалы сосредоточения помеченных моржей в разные годы

Треки судов

В Печорском море всегда проходит много судов — в его акватории проходит Северный морской путь, функционирует Приразломное месторождение, морской отгрузочный терминал Варандей. Приразломное — это единственное на сегодняшний день месторождение углеводородов на арктическом шельфе России, где ведётся активная добыча.

Треки судов восстановлены по данным Arctic Ship Traffic Data (ASTD). Для получения данных о судоходстве в Арктике ASTD использует 20 спутников и 50 базовых станций.

В веб-приложении фильтры слоя данных о движении судов включают следующие сведения, которые используются для изучения влияния судоходства на популяцию моржей:

  • тип судна;
  • ледовый класс;
  • тоннаж;
  • качество топлива.

Эффекты фильтров слоя данных о движении судов складываются, позволяя получить нужные для исследователей параметры треков судов.

Треки нефтеналивных танкеров (август 2020 года)

 

Треки рыболовных судов (октябрь 2020 года)

Исследования треков показали, что ежегодный морской трафик в Печорском море ежегодно растёт и имеет выраженную сезонность. Уменьшение трафика приходится на начало и конец года. И если в 2015 году количество часов пребывания судов в этом регионе было немногим более 10 тысяч, то в 2020 году оно превысило 20 тысяч.

Динамика суммарного трафика исследуемой территории с 2015 по 2020 годы

Итоги

В ходе исследования было установлено, что районы с активным морским трафиком и ареалы обитания моржей пересекаются. Но зависимость между концентрациями судов и моржей выявилась только косвенная. Чтобы понять, избегают ли моржи судов, специалисты проанализировали расстояние между ними, сравнив реальные данные с результатами математического моделирования.

Гипотеза о том, что моржи избегают районы с возрастающей судоходной активностью или постепенно смещаются из них, достоверно не подтвердилась. Были выделены несколько зон с интенсивным трафиком, одна из них находится на юго-востоке моря и приурочена к нефтяной платформе «Приразломная». Исследования моржей в этих зонах необходимо продолжать.

 

Обсуждение закрыто.